Стеноз позвоночного канала — патологическое состояние, которое проявляется уменьшением размеров позвоночного канала или межпозвонковых отверстий. Это приводит к сдавливанию спинного мозга и корешков канала, и, как результат — к постепенно нарастающей боли. Вначале болевой синдром проявляется только во время движения, затем и в состоянии покоя. Если вовремя не начать лечение, может развиться парез или паралич.

Клиника «Нева» предлагает обширный набор методов для консервативного и хирургического лечения спинального стеноза по доступной стоимости. В нашем медицинском центре применяются малоинвазивные методики операций, позволяющие быстро вернуться к привычному качеству жизни. Работает круглосуточный стационар.

Механизм развития

Спинномозговой канал располагается внутри позвоночного столба. В него входят спинной мозг и нервные корешки, а также артерии и вены. Канал отвечает за ответные реакции на раздражения нервных волокон и проведение нервных импульсов.

Ограничение пространства вокруг спинного мозга и нервных корешков приводит к тому, что нарушается кровообращение и циркуляция спинномозговой жидкости. Такое сужение происходит из-за воздействия костных, хрящевых и мягкотканных структур.

В результате развивается хронический застой сосудистого русла. Недостаточное кровоснабжение и кислородное голодание негативно сказываются на функционировании нервных элементов. В дальнейшем наблюдается разрастание рубцовой ткани, образование спаек. Появляется болевой синдром, нарушения чувствительности, подвижности и других функций.

Причины и предрасполагающие факторы

Стеноз позвоночного канала бывает врожденным и приобретенным. Врожденный, или первичный стеноз — это патологический процесс, который формируется с 3-й по 6-ю неделю внутриутробного развития. На его формирование влияет генетическая предрасположенность, а также ряд токсических и инфекционных факторов.

К развитию врожденного стеноза приводит:

• диастематомиелия — раздвоение спинномозгового канала, обусловленное наличием перегородки из хрящевой или костной ткани;
  • хондродистрофия — нарушение роста костей, сопровождающееся сращением позвонков, укорочением или утолщением позвоночных дуг.

Вторичная форма заболевания формируется в детском или взрослом возрасте. Причинами могут стать кисты, опухоли, межпозвонковые грыжи, травматическое смещение позвонков. Также к развитию стеноза приводят:

• внутриканальные гематомы;
  • дегенеративно-дистрофические изменения межпозвонковых суставов;
  • анатомические дефекты дуги позвоночника;
  • болезнь Форестье — формирование очагов окостенения связочного аппарата позвоночника;
  • болезнь Бехтерева — воспалительное заболевание, сопровождающееся утолщением капсул межпозвонковых суставов.

Приобретенный стеноз позвоночного канала характерен преимущественно для людей пожилого возраста. Это связано с дегенеративно-дистрофическими изменениями костно-мышечного аппарата и хроническим заболеваниями.

Виды

Различают относительный и абсолютный стеноз позвоночного канала. В первом случае наблюдается сужение до 10-12 мм, во втором — менее, чем до 10 мм. Относительный стеноз в среднем лучше поддается лечению, в том числе консервативными методами. Абсолютный стеноз существенно ухудшает качество жизни пациента и требует хирургического вмешательства: без лечения возникает риск развития тяжелых осложнений.

Стеноз может быть центральным, боковым и комбинированным. При центральном стенозе просвет сужается по направлению к дуге, при боковом — сужение достигает 4 мм, при комбинированном — наблюдается оба этих признака.

По локализации патологических процессов различают следующие виды стеноза:

• поясничный;
  • шейный;
  • грудной.

Стеноз позвоночного канала поясничного отдела — наиболее распространенный вид локализации патологии. Он диагностируется в 85-90% случаев. Может проявляться перемежающейся хромотой, слабостью и онемением нижних конечностей. Патология связана с тем, что пояснично-крестцовый отдел — наиболее подвижный и восприимчивый к нагрузкам сегмент позвоночника.

Стеноз позвоночного канала шейного отдела встречается реже. При этом для сегмента также свойственна высокая подвижность и хрупкость. Патология проявляется локальной болью, иррадиирующей в верхние конечности.

Стеноз на уровне грудного отдела позвоночника — крайне редкий вид заболевания. Симптомы выражены менее интенсивно и могут напоминать симптомы патологий сердца или органов брюшной полости.

Симптомы

Стеноз позвоночного канала характеризуется постепенным развитием. На начальной стадии заболевания может ощущаться легкий дискомфорт без четко выраженной локализации. Постепенно появляется боль, которая нарастает и приобретает хронический характер. Вначале болевой синдром проявляется при ходьбе или другой двигательной активности (в зависимости от локализации), затем и в состоянии покоя.

Симптомы становятся менее интенсивными, если сменить положение тела — слегка согнуть ноги или немного наклонить туловище вперед. Кроме боли, могут ощущаться «мурашки», онемение, слабость и другие признаки неврологических нарушений.

Стеноз, особенно с локализацией на уровне крестца и поясницы, отрицательно сказывается на функционировании органов малого таза. Это часто проявляется задержкой или учащением позывов к мочеиспусканию и дефекации, снижением потенции. На поздних стадиях заболевания из-за длительного сдавливания нервных корешков конечности начинают худеть.

Стеноз шейного отдела проявляется односторонней или двусторонней болью в шее. Она отдает в плечи, затылок, лопатки и руки. При наклоне шеи или резком повороте головы неприятные ощущения усиливаются.

Стеноз грудного отдела может приводить к нарушениям функций органов дыхания. Сопутствующие симптомы — спастические явления в верхних и нижних конечностях.

Диагностика

Диагностика стеноза позвоночного канала начинается с осмотра у невролога. Врач собирает информацию о симптомах, их частоте и интенсивности, связи с физической активностью.

Для уточнения диагноза используется магнитно-резонансная томография. Качество снимков МРТ должно быть высоким — не ниже 1.5 Тесла. Это позволит определить локализацию и специфику дегенеративных изменений, а также подобрать корректное лечение.

Еще один распространенный метод диагностики — обзорная спондилография с функциональными пробами. С ее помощью можно определить подвижность конкретных сегментов поясничного, грудного или шейного отдела позвоночника. При подозрении на фасеточный синдром назначают КТ и селективную блокаду межпозвонковых суставов.

Лечение

Дегенеративные изменения лечат консервативными и оперативными методами. Лечение стеноза позвоночного канала без операции возможно на ранних стадиях заболевания. Оно включает физиотерапию, иглотерапию, ЛФК, эпидуральные инъекции.

Оперативные методы применяются, если:

• консервативное лечение не дает нужного эффекта;
  • интенсивная боль беспокоит пациента на протяжении длительного времени;
  • наблюдаются проявления радикулопатии — конечности немеют, ощущается покалывание или боль;
  • пациент жалуется на мышечную слабость или снижение чувствительности;
  • нарушены функции мочевого пузыря или кишечника.

При стенозе позвоночного канала применяется два хирургических метода — декомпрессия и стабилизация. В первом случае путем оперирования удаляют ткани, которые оказывают давление на нервные структуры. Во втором — ограничивают движение между позвонками.

Декомпрессионная хирургия при стенозе позвоночника включает следующие методы:

• Фораминотомия. Увеличение размера межпозвоночного отверстия для снижения давления на нервные корешки. Применяется, если корешок сдавлен частью диска или костным наростом.
  • Ламинотомия. Создание отверстия в пластине позвонка, оказывающей давление на нервные структуры. В результате удается восстановить полноценное прохождение нервных импульсов.
  • Ламинэктомия. Частичное или полное удаление пластины позвоночника, которая давит на нервные корешки. Проводится, если ламинотомии недостаточно.
  • Непрямая декомпрессия. Врач не удаляет кости, а раздвигает их при помощи искусственных дисков или кейджа.

Стабилизация, или спинальное слияние, требуется далеко не всегда. Эта группа методов применяется при нестабильности двигательных сегментов позвоночника, когда позвонки выскальзывают из анатомически правильного положения. Может проводиться для устранения последствий ламинэктомии в нескольких позвонках: в результате создаются условия для постепенного сращивания позвонков.

Для стабилизации используются костные трансплантаты или биологические вещества, стимулирующие рост костной ткани. Чтобы ускорить процесс, могут применяться винты, стержни и пластины.

Метод лечения выбирается врачом. Как правило, предпочтительнее микрохирургические (эндоскопические) операции, позволяющие избежать установки имплантов. Они максимально контролируемы, отличаются малой травматичностью и комфортно переносятся, имеют короткий реабилитационный период.

Восстановление

Эндоскопические операции при стенозе позвоночного канала показывают высокую эффективность. Проведение декомпрессионной ламинотомии приводит к уменьшению болевого синдрома на 70%, улучшению функциональности и значительному снижению дискомфорта. Похожие результаты дает и декомпрессионная ламинэктомия: у 72% пациентов уменьшается боль в спине, у 86% — в ногах, а 88% отмечают повышение двигательной активности.

Болевой синдром купируется сразу после завершения операции. Но сопутствующие неврологические симптомы — слабость, онемение — могут некоторое время оставаться в течение послеоперационного периода. Сроки проведения реабилитации зависят от стадии заболевания, а также следования врачебным рекомендациям.

После оперирования стеноза позвоночного канала нужно выполнять комплекс специальных физических упражнений (ЛФК). В течение первых пары дней желательно находиться под присмотром медицинского персонала, ограничить двигательную активность. Если самочувствие пришло в норму, можно вернуться домой. Как правило, также нужна самостоятельная коррекция определенных двигательных привычек — об этом подробно расскажет врач.

Осложнения

Без своевременного лечения стеноз позвоночного канала может привести к ряду серьезных осложнений:

• парезам;
  • параличам конечностей;
  • тазовым расстройствам;
  • медленному и постепенно прогрессирующему спаечному процессу.

Риск осложнений увеличивается, если развитию стеноза позвоночного канала предшествовали травмы — падение с высоты, удары, спортивные травмы. В этом случае спинной мозг подвергается дополнительному сдавливанию со стороны смещенных позвонков, гематом, рубцов, отломков позвоночника.

Воспалительные процессы в нервных структурах, позвонках и оболочках наблюдаются редко.

Диагностика и лечение стеноза позвоночного канала в Москве

Клиника «Нева» применяет современные методы лечения патологий опорно-двигательного аппарата — как консервативные, так и оперативные. Мы специализируемся на малоинвазивных хирургических вмешательствах. Также в нашем медицинском центре доступны все виды диагностики на современным оборудовании. Мы стараемся поддерживать доступные цены на услуги. Позвоните, чтобы узнать детали и записаться на первичный прием.

• МезинАндрей Николаевич

• ИльинаОльга Владимировна